Советы психолога. Советы родителям детей с ОВЗ
Советы родителям детей с ОВЗ
- Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
- Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
- Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
- Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что «педагог жалуется». Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
- Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или «плохого» характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал «нормальным», на ваш взгляд, критериям.
- Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения, когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него.
Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, — поддерживая и поощряя, и помогая, лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития»
Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.
Характерные особенности детей с ЗПР:
- Снижение работоспособности
- Повышенная истощаемость
- Неустойчивое внимание
- Недостаточность произвольной памяти
- Отставание в развитии мышления
- Дефекты звукопроизношения
- Бедный словарный запас слов
- Ограниченный запас общих сведений и представлений
- Трудности в счёте и решении задач по математике
- Своеобразное поведение • Низкий навык самоконтроля
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Если вы приводите своего ребёнка на обучение в специальное коррекционное учреждение, то знайте, что в обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогической работы:
- Индивидуальный подход
- Предотвращение наступления утомляемости
- Активизация познавательной деятельности
- Проведение подготовительных занятий
- Обогащение знаниями об окружающем мире
6.Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления
- Проявление педагогического такта.
Рекомендации:
— Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у учителей об их успехах.
— Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире. — Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в школу до полного выздоровления.
— Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.
— Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.
— Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.
— Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок – дети очень любят выступать, петь, рисовать.
Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем. И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!