Советы психолога. «Если ребенок проявляет агрессию»
Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии. Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».
- «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».
Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, угрозы, преследования и др.).
- «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Н. Л. Кряжева.
Для чего вообще людям агрессия?
- Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)
- Способ самоутверждения
- Защитное поведение
- Грубое, жестокое поведение родителей
- Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему
- Взаимоотношения со сверстниками
- Отношения в семье
- Противоположные требования
- Непоследовательность родителей
- Особенности биологического развития
- СМИ
- Компьютерные игры
Наиболее распространёнными являются следующие жалобы родителей:
- Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка (грубость, неприличные слова)
- Ребёнок агрессивен по отношению к окружающим (дерётся)
- Агрессия проявляется в рисунках, сочинениях, играх ребёнка.
- Редко, но встречается такая форма, как аутоагрессия – причинение вреда самому себе.
- Агрессия по отношению к животным.
- Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
- Следите сами за своей речью.
- Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
- Если ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
- Если ребёнок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
Что же делать, если ребёнок даже по ничтожному поводу лезет в драку?
- Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок, в зависимости от настроения отца, мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
- Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
- Важно помочь ребёнку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Самое главное – научить ребёнка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Ребёнку следует предложить социально применимые методы для выражения подавленного гнева. Например:
- Остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
- Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.
- Успокоиться помогают глубокие вдохи или счёт до десяти, перед тем, как что – то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё.
Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя. Ребёнок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться к детскому психиатру и невропотологу. Подобное поведение психиатры называют самоагрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, пораждается недостатком родительской любви., тепла, понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».
Ещё одна разновидность детской агрессии – это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских» опытов над животными и насекомыми может лежать обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьёзно с ребёнком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.
- Наблюдайте за играми ребёнка. Если вы заметили, что в ходе них ребёнок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
- Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
- Если ребёнок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь, даже если заняты. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте особое внимание на те сюжеты сновидений, которые из раза в раз повторяются.
- Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребёнка.
- Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и с людьми. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше её зародится в душе сына или дочки. Тогда, не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам, дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого.
- Не пытайтесь исправить асоциальное поведение ребёнка бесконечными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.
Психологи рекомендуют родителям перейти от «Ты – высказываний» в «Я – высказывания».
Например:
«Ты – высказывание» | «Я – высказывание» |
Почему ты не убрал игрушки? | Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны. |
Ты выполнил домашние задания? | Может быть я помогу тебе с уроками? |
Ты опять получил тройку по математике? | Меня беспокоит твоя математика. |
Ты за лето не прочитал ни одной книжки! | Я тебе купила интересную книгу. |
Как же можно предупредить детскую агрессивность?
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний;
- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий;
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка;
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе;
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо;
- Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями;
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.