Советы психолога. О подарках…
Родители хотят детям сделать приятное. Они чувствуют, что по средствам подарков выражают и свою любовь. Однако не всегда форма их преподнесения, психологический контекст соответствуют благим намерениям.
Дети в подарки часто вкладывают совсем иной смысл, чем вкладывают в него родители. Если уж вы решили сделать приятное ребенку, то позвольте ему выбрать, то, что ему захочется, удержите себя от мудрости, которая в таких ситуациях часто превращается в пренебрежение интересами маленького, не столь эрудированного человечка. К тому же ребенок сам прекрасно знает, чего именно не хватает ему для игр, и выбирает не то, что есть наилучшего в продаже, а то, что необходимо для разыгрывания им сюжетов, то, что соответствует его интересам.
Подарок как средство контроля. День подарков – это, конечно, Новый год. Дед мороз приносит подарки всем детям, маленьким и большим.
Но не всем детям предновогодние дни одинаково веселы, не для всех и сам подарок приносит одинаковую долю счастья. И дело тут не столько в самом подарке, как может показаться на первый взгляд. Среди родителей достаточно широко распространилось такое «воспитательное» средство.
В течение нескольких последних недель перед Новым годом ребенок постоянно слышит: «Если будешь себя плохо вести, Дед Мороз не принесет тебе подарков». Ребенок верит вам, и этот промежуток времени до праздника часто становится для него очень напряженным: «А если не получу подарка? Ведь было так, что я поступал плохо.… Неужели я такой плохой, что даже Дед Мороз обойдет меня стороной?» Не следует вмешивать Дед Мороза в ваши отношения с ребенком. Пускай он дарит подарки всем детям, ведь он любит детей не за их поведение, просто за то, что они есть на свете.
Всё же если разобраться, форма контроля поведения при помощи призов существует и бывает достаточно эффективной. Но не путайте подарков с призами! Подарки дарят безоговорочно, стремясь доставить человеку радость. Призы же надо завоевать, заслужить. В последнем случае ребенок четко знает, что за такое – то поведение он получит желанный приз. И получает не как знак благодарности родителей, а как законный заработок. Этот способ поощрения можно использовать для того, чтобы ребенок привык убирать за собой в комнате, отучился бы каждый вечер упрямиться, перед укладыванием спать и т.п. Если вы захотите попробовать это средство, запомните:
- Нужно четко оговорить, какие факты поведения подлежат исправлению.
- За желаемое поведение ребенок должен каждый день получать очки.
- Если ребенок не ведет себя так, как вы договаривались, не ругайте его. Он
сам наказывает себя тем, что отодвигает время получения приза.
- Когда ребенок собирает оговоренную сумму очков, вы покупаете ему
намеченный приз.
- Договоренное число очков не должно быть слишком велико. Ребенок при
хорошем поведение должен иметь их за неделю. Для детей младшего школьного возраста можно составить «контракт» на более продолжительное время.
Но помните – это заработок, приз, но не подарок, выражающий ваши
теплые чувства к ребенку!
Однако призы не следует назначать ребенку за единичный акт поведения. Это малоэффективно и вредно с точки зрения морального развития ребенка, так как приз за хорошее поведение является, по сути дела, подкупом.
Подмена подарком самого себя. Если приглядеться, подмена игрушкой, подарком себя не столь редка, однако не всегда мы её замечаем. Почему же ребенок не рад подарку? Ребенку игра нравиться, но он хотел бы провести время, общаясь с родителями, хотя бы по средством полученного подарка. Когда родители взамен себя предлагают купленную игру, она приобретает для ребенка смысл средства, при помощи которого родители отвергают его.
Ребенок часто пренебрегает своими интересами для того, чтобы больше общаться с родителями. Однако родители, чаще склонны поступать наоборот: вместо себя предлагая ребенку игру, подарок или просто отправляя его во двор. Представьте на миг, что бы вы почувствовали, если бы ваш ребенок на предложение пойти с вами погулять вручил бы вам плюшевого мишку и сказал: «Иди с ним, у меня сейчас нет времени – много дел».
Ребенку для ощущения, что он любим, самое главное – чувствовать, что вы отзывчивы, учитываете его потребности и интересы, чувствовать общность с вами. Подарки ребенку дают ему новые возможности для игры или другой деятельности. Поэтому для ребенка они чаще имеют смысл «инструментов» деятельности, чем символа любви родителей. Конечно, они благодарны за них, но мы бы очень ошибались, если бы думали, что подарком могут заменить хотя бы часть искреннего общения с ребенком.
Подарки, которые вы дарите детям, в зависимости от способа их выбора и контекста преподнесения приобретают различный смысл – не всякий подарок приносит радость. Он может стать и жестким средством контроля и подкупа. Если хотите доставить при помощи подарка удовольствие, дайте ребенку максимум свободы при выборе и не ставьте при этом никаких условий. Родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми.
Взаимопонимания в этом не так сложно добиться. Главное – не замыкаться на своих чувствах, желаниях, планах, а стараться понять, что хочет ребенок. Он сам подскажет вам, что он воспринимает в качестве знака любви, что ему в этот момент необходимо. Когда вы думаете о своих переживаниях, ваши глаза и уши обращены внутрь. Если вы хотите понять другого, вам непременно придется повернуть глаза и уши на него, настроить свой ум и чувства на его мысли и желания. Поверьте, внутренний мир ребенка интересен и привлекателен. Он отличается от вашего, но ничуть не хуже и не скуднее.
Хорошего, светлого и приятного сюрпризами и совместного времяпрепровождения Вам и вашим близким!!!