Закрыть
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества» (ГАУ ДО "АОЦРТ")

Астрахань, ул. Володарского, 9. Тел. 8 (8512) 51-23-56
Астрахань, ул. Сен-Симона, 55. Тел. 8 (8512) 26-25-22

ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества» (ГАУ ДО "АОЦРТ")
  • Сведения об организации
  • Сведения об организации
  • Главная » Актуальное » Советы психологов. Карманные деньги

    Советы психологов. Карманные деньги

    28 Янв 2022 | 465

    Карманные деньги — это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды. Другими словами, подразумевается, что ребенок может их тратить на то, что захочет. И, тем не менее, родителям не всегда удается побороть искушение дать совет относительно того, как правильнее было бы потратить ставшие его собственными деньги.

    Почему? Как правило, ответ прост: родителям часто непонятен выбор детей — зачем, мол, те покупают ту или иную вещь. Однако, вмешиваясь в процесс и приказывая ребенку покупать то и не приобретать это, «заботливые» мамы и папы рискуют оказать сыну или дочке медвежью услугу: вполне вероятно, он так и не научится делать правильный выбор и принимать решения. Впрочем, и полное невнимание к покупкам ребенка тоже проявлять нельзя. Доброжелательный комментарий обязательно найдет отклик и поможет в следующий раз сделать более осмысленный выбор.

    Выбор всегда связан с ответственностью и самостоятельностью. Однако эти качества не обретаются лишь в процессе распоряжения карманными деньгами, но формируются в процессе выполнения домашних обязанностей, в учебной деятельности, во взаимоотношениях ребенка с окружающими. Знания о том, где работают родители и сколько примерно они получают, на что они обычно тратят деньги и как тяжело порою сформировать семейный бюджет, также воспитывают в ребенке эти важные качества.

    Отношение современных родителей к карманным деньгам (а точнее, к возможности распоряжаться ими) как к фактору, развивающему личность ребенка, правомерно. Правда, есть несколько «если»:

    — если выдаваемая на карманные расходы сумма разумна;

    — если родители в своих действиях последовательны;

    — если ребенок имеет возможность получать деньги регулярно;

    — если не практикуется лишение карманных денег по поводу и без повода;

    — если карманные деньги не имеют статус подарка и не являются способом покупки доверия ребенка и его хорошего отношения;

    — если родители способны доверять своему ребенку в том, что касается траты выданной суммы.

    По поводу последнего «если» повторим: хотя родители должны доверять ребенку, но все-таки контроль над тем, как тратятся деньги, осуществляться должен. Речь идет не об отчетности за каждое свое действие или за каждый истраченный рубль, но о характере покупок, о разумности траты, о качестве купленной вещи и о возможности сделать более выгодное приобретение. Пусть первые траты ребенка вас не пугают. Даже если в первый раз на свои карманные деньги ребенок купил сигареты, лучше объяснить, почему не стоит их покупать в следующий раз, чем совсем лишать собственных средств.

    Наиболее эффективная система должна, с их точки зрения, следовать нескольким правилам.

    1. Можно давать карманные деньги ребенку с шести-семи лет.
    2. С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать.
    3. Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
    4. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
    5. Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
    6. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
    7. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
    8. У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
    9. Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

    Таким образом, важно помнить, что карманные деньги — это не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Главная их цель — научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и неся ответственность за свой выбор. Поэтому слишком строгий контроль с вашей стороны уничтожит смысл обладания карманными деньгами.

             Относятся ли к карманным деньгам средства, выделяемые на проезд в транспорте или на школьные завтраки? Наверное, все-таки нет. Ведь карманные деньги подразумевают возможность выбора, а если они выделены на транспорт, никакого выбора уже не получается (вряд ли кому-то из родителей придет в голову поставить ребенка перед выбором: ехать на трамвае или идти пешком — либо: вместе со всеми есть первое-второе или покупать вместо этого чипсы и газировку).

    Конечно, получив возможность быть обладателем пусть и небольших, но настоящих денег, ребенок может не побороть искушения и потратить сумму, выделенную на неделю, сразу. Не следует обвинять его. Обсудите вместе, почему так получилось, что чувствует ребенок сейчас, а что он мог бы чувствовать, если бы у него осталась часть денег. Постарайтесь прийти к взаимному соглашению без нравоучений. Если такие случаи повторяются, разделите общую сумму на более мелкие части и выдавайте их ребенку чаще — два или три раза в неделю.

    Недопустимо использовать карманные деньги как средство манипуляции и шантажа, угрожать отказом давать их тогда, когда он плохо себя ведет, не слушается или отстает в учебе. Не следует ограничивать сумму денег в период ссоры с детьми.

    Немаловажный вопрос о разумности суммы карманных денег. Безусловно, она должна соответствовать вашему бюджету. Даже если лучший друг ребенка получает в неделю десятую часть вашей зарплаты, вам не следует давать сыну или дочке денег больше, чем вы в состоянии себе позволить. Если ребенок протестует, нужно ответить ему искренне, с сочувствием: «Мне очень жаль, что я не могу давать тебе больше на твои расходы. Но мы ограничены в средствах». Это лучше, чем убеждать ребенка, что ему вполне хватает тех денег, которые ему обычно выделяют. Постарайтесь объяснить детям, что чувство материального превосходства демонстрируют те, кому нечем больше похвастаться.

    А если у ребенка остаются деньги? Оставшаяся от трат сумма принадлежит ребенку, и он сам решает, как ею распорядиться