Советы психолога. «Как построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии»
1.Нормализуйте собственное эмоциональное состояние: подышите, нейтрализуйте у себя панику и другие эмоции.
- Уделите все внимание подростку, смотрите прямо на него, расположившись напротив него (не через стол), так, чтоб Вам было видно его невербальные реакции (часто напряжение — расслабление хорошо считывается с кистей рук).
- Настройтесь на длительность беседы и ведите её так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей (нот это обязательно надо сделать сразу после беседы), не смотреть на часы, не выполнять каких-либо «попутных» дел.
- Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать ребенку то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь, например, «Мне кажется, с тобой что-то происходит — ты не такой, как обычно грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. У тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад (рада), если смогу тебе помочь». Или «…Находясь в сложных жизненных ситуациях, многие думают, что жизнь не имеет смысла, потому что кажется, что то, что сейчас происходит действительно тяжело и никогда не закончится. Я вижу, ты о чем-то тревожишься, переживаешь. Мне больно видеть тебя таким (ой). Ты можешь поделиться со мной, возможно, вместе мы найдем выход…». Важная задача такого разговора – дать подростку возможность начать говорить о ситуации, и подвести к необходимости обращения и принятия помощи специалистов. Если Вы педагог и не уверены в своих возможностях, можно предложить подростку, сказав: «Я не очень хорошо разбираюсь в тонкостях и специфике оказания правильной помощи в таких ситуациях, но точно знаю, что тебе может помочь психолог или другой специалист (кто, какой, где?). Если не против, мы можем вместе сходить» (Согласуйте время и место с подростком и специалистом заранее).
- Говорите без эмоционального давления, спокойно, но уверенно и настойчиво. Учитывайте, что нотации, уговаривания, поучения не эффективны и вредны. Это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает.
- Не приглашайте подростка на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
- Необходимо выслушать и постараться услышать то, о чем говорит ребенок, что его тревожит (не перебивайте, не заполняйте паузы в речи подростка, используйте «активное слушание»). «Ты хочешь умереть? Почему?», «…такое впечатление, что ты говоришь о собственной смерти…», «Ты хочешь покончить жизнь самоубийством, а я хочу, чтобы ты жил…». Подобные вопросы не спровоцирует самоубийство, тогда как избегание этой темы в индивидуальной беседе с классным руководителем увеличивает тревожность, недоверие к нему. Задавая данные вопросы, подросток получает возможность выговориться, он понимает, что с Вами можно поговорить даже на эту тему, тем самым, поделившись своими переживаниями, он может получить облегчение.
- Нельзя спорить и отговаривать, приуменьшать боль и переживания подростка. Не использовать обесценивающих фраз: «Ну, всё не так плохо», «Послушай музыку и тебе станет лучше», «Отпусти ситуацию» и пр.
- Задавайте вопросы, давайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Дайте понять, что испытывать любые эмоции, чувства (даже такие, как ненависть, злобу, обиду, горечь, желание отомстить) – это нормально и стесняться их не надо. Если плачет – дайте поплакать, не останавливайте, не просите прекратить (вложите в руку салфетку, можно положить свою ладонь на руку подростка, если не отдергивает). Возможность осознать и проговорить беспокоящие мысли делает ситуацию менее эмоционально заряженной, менее фатальной и более разрешимой. Будьте внимательны и обращайте внимание даже на самые незначительные, на первый взгляд, обиды и жалобы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.
- Обсуждайте — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Большинство подростков чувствуют неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о мыслях, связанных с нежеланием жить), но если ребенок говорит о самоубийстве, то беседа об этом не может усугубить его состояние, напротив, игнорирование этой темы увеличивает тревожность, недоверие. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, сильных эмоций, постарайтесь не выражать потрясения от того, что услышали. Будьте внимательны даже к шутливым разговорам на тему нежелания жить. Любую угрозу следует воспринимать всерьез.
- Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду. Расскажите о своих или чужих (схожих) переживаниях и о том, как и при каких обстоятельствах Вы смогли справиться с ними. Аккуратно выявляйте, что для подростка важно, ценно. Попросите вспомнить ситуации, когда он был успешным, когда справился с трудной ситуацией. Что (или кто) помогало? Саморазрушение происходит, если подростки теряют надежду, оптимизм, а их близкое окружение не помогает обрести им уверенность в себе. Ищите ресурс, укрепляйте силы ребенка, внушайте, что с любой кризисной ситуацией можно справиться, но не обесценивайте переживаний ребенка.
- Ищите конструктивные выходы из ситуации. Попросите ребенка совместно с Вами поразмыслить над альтернативными решениями, которые, возможно, кажутся на первый взгляд невыполнимыми, абсурдными, которые еще не приходили подростку в голову. Необходимо, чтобы ребенок точно понял, в чем его проблема и как можно точнее определил, что ее усугубляет. Если проблема кажется пока неразрешимой, подумайте, как можно ослабить переживания, негативные чувства по отношению к ней. Проясните, что остается, тем не менее значимым, ценным для ребенка. Кто те люди, которые для него небезразличны? Какие цели, значимые для ребенка, достижимы? И теперь, когда ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо новых решений? Не появилась ли надежда?
- В конце разговора убедите ребенка в том, что важно включить в решение проблемы родителей (за исключением жестокости в семье по отношению к ребенку). Обсудите с подростком, что из разговора Вы можете им рассказать (после разговора подумайте, как Вы будете доносить информацию, чтоб не навредить ребенку, оценивая личностные характеристики самих родителей и взаимоотношения в семье).
- Заверьте ребенка в своей поддержке на текущий период. Договоритесь о том, что впредь, оказавшись в критической ситуации, он будет пробовать находить не менее двух вариантов решений и сообщать о них Вам. И точно не будет предпринимать каких-либо разрушительных действий, прежде чем не поговорит с Вами, чтобы Вы еще раз смогли обсудить дальнейшие пути решения («антисуицидальный» контракт). После откровенного серьезного разговора ребенок может почувствовать облегчение, но через какое-то время может опять вернуться к негативным мыслям. Поэтому важно не оставлять подростка в одиночестве даже после успешного разговора. Проявляйте настойчивость – человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Убедите ребенка в том, что он сделал верный шаг, приняв Вашу помощь.