Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к народной культуре
Без приобщения ребенка к народным традициям невозможно ни нравственное, ни патриотическое воспитание. Народная культура становится неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В рамках реализации социо-культурного проекта «Русская изба», ориентированного на знакомство с культурой и историей быта русского народа, педагоги отдела МДИ: Иманалиева Р.З., Санникова Т.И., Дуйсенова Е.А. проводят занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слепых и слабовидящих) из Астраханского губернского техникума и для детей из Школы интернат № 2.
Для ребят проводятся экскурсии, игровые программы по темам: «Масленица», «Встреча весны», «Светлый праздник Пасха». Каждый участвует в конкурсе пословиц и поговорок, отгадать загадки, поиграть в народные игры.
На практических занятиях дети изготавливают: куклы-закрутки, «птица Радость» (из ткани), пасхальные сувениры.
Потеря зрения создаёт определенные трудности в развитии творческих способностей у слабовидящих обучающихся. Занятия декоративно-прикладным искусством развивает их творческие способности, расширяем объём знаний. Важнейшими условиями развития творческих способностей является: прошлый опыт, который выражается в уже имеющихся знаниях, представлениях о предметном мире, природных и жизненных явлениях; умение мысленно оперировать представлениями, преобразовывать их.
Одной из задач педагогов при работе с детьми с ОВЗ помочь им в усвоении материала, раскрыть смысл и содержание народной культуры, рассказать доступным языком о назначении прикладного искусства. Очень важно было создать определенную атмосферу для самовыражения обучающихся на практических занятиях, необходим был яркий демонстрационный материал, наглядные пособия. Создавая свою собственную игрушку, ребята вкладывают в неё все свои старания, уже понимая и зная основные направления работы с тканью, нитками и т.п.
Взаимное сотрудничество по формированию любви к народному творчеству педагогов отдела МДИ с воспитателями, таких специализированных образовательных учреждений, помогает обучающимся с ОВЗ в развитии их творческих способностей (форма, цвет помогают раскрыть внутренний мир ребёнка и его скрытые возможности), формировать умение последовательно выполнять работу, доводить начатое дело до конца; формировании познавательного интереса.