ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества» (ГАУ ДО "АОЦРТ")

Астрахань, ул. Володарского, 9. Тел. 8 (8512) 51-23-56
Астрахань, ул. Сен-Симона, 55. Тел. 8 (8512) 26-25-22

ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества» (ГАУ ДО "АОЦРТ")
  • Сведения об организации
  • Сведения об организации
  • Главная » Блог » Тренируем мозг: игры и упражнения для детей и взрослых

    Тренируем мозг: игры и упражнения для детей и взрослых

    21 Июл 2020 | 451

    Найти универсальные способы «тренировки» мозга непросто, так как все мы думаем немножко по-разному. И есть упражнения, которые будут эффективны для большинства детей и взрослых. Деление на возрастные группы условно: развивать внимание и образное мышление полезно в любые годы. Методику разработал нейробиолог Илья Мартынов

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1. «Муха». Упражнение на тренировку внимания (5-8 лет)

    Игра рассчитана на несколько участников. На асфальте мелом (или малярным скотчем на полу) чертится таблица 3х3. Клетки примерно такие же, как во всем знакомых «классиках». Один из участников встает в центр. Он и будет «мухой». Другой участник — ведущий. Он стоит за пределами полей таблицы и отдает команды: «налево», «вперед»… И участник «муха» делает шаг влево, вперед и т.д.

    Самая последняя команда ведущего: «Муха вылетела!». При произнесении этой команды игрок «муха» должен находиться за пределами поля. Если участник «муха» выполняет все инструкции ведущего правильно, то сам становится ведущим. Если после слов «Муха вылетела» участник «муха» остался на поле, то он уступает свое место следующему игроку. Если игроков двое, то они просто меняются местами.

    Для старшего возраста можно расчертить поле с большим числом клеток или ускоряться по ходу игры (произносить команды все быстрее и быстрее).

    1. Упражнения для развития ассоциативного и образного мышления (5-7 лет)

    Предложите ребенку придумать новые способы применения для обычных предметов. Сколько вариантов использования вы можете придумать, например, для стула или ложки? Десять? Сто?

    Попросите ребенка подобрать несколько ассоциаций к какому-нибудь слову. Например, апельсин, какой он? Спелый, сладкий, оранжевый, вкусный, с косточками, апельсиновая корка, дольки, Витамин С, лимонад, растет на дереве…

    Древние египтяне изобрели «принцип дополнительности». Предмету могут приписывать самые необыкновенные свойства. Так, у египтян апельсин может быть одновременно и оранжевым, и черным, и круглым, и квадратным. Предложите ребенку подобрать невероятные свойства к какому-то предмету. Попросите нарисовать его задумку.

    Возьмите изображение любого древнеегипетского папируса и придумайте вместе с ребенком расшифровку-историю. Просто опирайтесь на символы и включайте воображение.

    Известный советский нейрофизиолог Наталья Бехтерева обнаружила в мозге «детектор ошибок». Это группа клеток, которая реагирует на несоответствие события, действия определенному шаблону. Детектор ошибок препятствует выходу в новизну, прорыву через догмы, преодолению шаблонов. А творческое мышление — это бесконечный процесс преодоления детектора ошибок.

    Подобные упражнения и позволяют ребенку выйти за пределы детектора ошибок и расширить свой творческий потенциал.

     

     

     

     

    1. Обращайте внимание детей на детали вокруг

    Это полезно для развития наблюдательности и обогащения мышления. Укажите на кошечку, живущую рядом с домом или на необычную форму облаков в небе, на особенную форму листьев дерева и т.п. Дождитесь проявления эмоций ребенка. Обсудите с ним увиденное.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Таблицы Шульте

    Ничто так хорошо не развивает внимание к деталям в тексте и беглость чтения, как таблицы Шульте. Для этого потребуется распечатать несколько из них (можно легко найти в интернете).

    Выполнять это упражнение лучше в паре. Первый участник мельком показывает таблицу второму и объясняет: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем он быстро кладет таблицу на стол числами вниз и дает инструкцию: «Нужно указывать на числа и называть их вслух по порядку от 1 до 25. Важно делать это как можно скорее, но без ошибок».

    Затем первый участник снова переворачивает таблицу лицевой стороной и ставит ее перед вторым участником (на расстоянии 25-30 см от лица). Тот выполняет задачу. Отличный результат — 30-35 секунд на одну таблицу; хороший — 35-45 секунд; удовлетворительный — 45-55 секунд; низкий — больше 60 секунд.

    1. Визуализация цифр на доске.

    Устройтесь удобно на стуле. Закройте глаза. Представьте в уме большую школьную доску. И теперь на ней начинают появляться цифры. Постарайтесь про себя считать от 1 до 10. В прямом и обратном порядке. И по мере вашего счета в уме каждая предыдущая цифра должна как бы стираться. Представляйте образ цифры очень четко и ярко, как если бы они были написаны мелом на доске, которую только что протерли.

    Данное упражнение задействует заднюю систему внимания мозга, которая отвечает за концентрацию на зрительных образах и умение работать с воображаемыми объектами.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

    1. Запоминание предметов

    Это упражнение выполняется в парах. Попросите второго участника приготовить два-три десятка небольших предметов (ручки, ластики, брелоки и т. д.) и разложить их на столе. Вам нужно внимательно окинуть взглядом предметы в течение 10-15 секунд. Затем вы закрываете глаза, а второй участник меняет предметы местами и/или добавляет другие. Затем вы открываете глаза и пытаетесь отметить, что изменилось.

    1. Мнемотехника

    Случалось ли такое, что вы пришли в магазин и забыли, что именно собирались купить? Или не можете вспомнить имя нового знакомого? В таком случае помогают мнемотехники — приемы для запоминания информации.

    Для запоминания номеров телефонов или пин-кодов полезно придумывать зрительные образы для цифр. К примеру, вам нужно запомнить цифру 231. Вообразим, что единица — это кол, двойка –лебедь, а тройка — волны. В таком случае мы можем составить образное высказывание: «231 — Лебедь по волнам от кола уплывал».

    Если вы учите стихи, то можно рисовать небольшие картинки на полях. Это тоже вариант мнемотехники. Для запоминания также полезно зарифмовывать слова.

    Источник: И. Мартынов «Мозг. Как он устроен и что с ним делать» (Аванта, 2020).