ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества»

Астрахань, ул. Володарского, 9. Тел. 8 (8512) 51-23-56
Астрахань, ул. Сен-Симона, 55. Тел. 8 (8512) 26-25-22

ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества»
  • Сведения об организации
  • Сведения об организации
  • Главная » Актуальное » ДО. Психолого-педагогическая служба

    ДО. Психолого-педагогическая служба

    07 Апр 2020 | 655

     

        10 практических игр, которые помогут развить мышление у ребенка

    ▶ 1. Игра «Буквоед». В этой игре необходимо подбирать к предметам описания, начинающиеся на одну одинаковую букву. Например, вы увидели собаку. Ищем описание на букву С – «Серая собака смотрит сердито». Или вы увидели облако, значит ищем описание на букву О – «Очаровательное облако облетело озеро». Отлично подходит для игры в машине и стимулирует умственные процессы.
    ▶ 2. Игра – «Шпионское послание» Каждому слову алфавита присваивается цифра:
    А – 1, Б – 2, В – 3, Г – 4, Д – 5, Е – 6, Ё – 7, Ж – 8, З – 9, И – 10, Й – 11, К – 12, Л – 13, М – 14, Н – 15, О – 16, П – 17, Р – 18, С – 19, Т – 20, У – 21, Ф – 22, Х – 23, Ц – 24, Ч – 25, Ш – 26, Щ – 27, Ъ – 28, Ы – 29, Ь – 30, Э – 31, Ю – 32, Я – 33.
    Вы загадываете слово или фразу, а ваш ребенок отгадывает. Например, слово ТЕЛЕФОН будет выглядеть так: 20 + 6 + 13 + 6 + 22 + 16 + 15. Можно писать друг другу зашифрованные послания (например, 17 + 16 + 18 + 1 + 19 + 17 + 1 + 20 + 30) , сделать числа вашим секретным языком. Эта игра фантастически полезна для развития математических навыков.
    ▶ 3. Игра «АРГИ». Когда ложитесь спать или опять же едите в машине, или летите в самолете, поиграйте с ребенком в эту игру. Возьмите какое-нибудь слово и попросите ребенка сказать его наоборот. Например, «балкон» будет звучать как «ноклаб». Детям такая игра кажется очень забавной. Если не поленитесь, то можно зашифровать, таким образом, целое послание! «Я ябет юлбюл!», к примеру. Ребенку придется очень активно напрягать свой мозг, чтобы считывать такие зеркальные слова и фразы.
    ▶ 4. Игра «Десять предметов» Играют 2 и более человек. Для игры вам понадобятся 10 любых сподручных предметов. Любых, не нужно искать, просто возьмите то, на чем глаз остановится. Ведущий кладет их на стол в произвольном порядке и накрывает полотенцем. На счет 3 открывает полотенце и называет громко каждый предмет. Закончив, он включает секундомер (есть в любом телефоне) и говорит: «Начали!». Задача второго игрока – как можно быстрее разложить вещи в алфавитном порядке по первой букве предмета. Игра развивает сосредоточенность и емкость памяти, так как нужно запомнить названия всех предметов и удержать их в памяти. По мере роста мастерства игру можно усложнить – раскладывать предметы по алфавиту, исходя из второй или последней буквы.
    ▶ 5. Игра «Пропавшая буква». Представьте, что какая-то буква пропала, исчезла. Например, А. Вам нужно разговаривать друг с другом, избегая в словах букву А. Например:
    — Ты был сегодня в школе?
    — Конечно. Был интересный урок.
    — Неужели? Вероятно химия?
    И так далее. Во-первых, игра заставляет крепко задумываться, а во-вторых, развивает словарный запас, т.к. ребенок перебирает в памяти слова, ищет синонимы, подбирает разные варианты решения.
    ▶ 6. Игра «5 слов». Разговаривайте друг с другом так, чтобы в предложении было по 5 слов, причем они обязательно должны иметь смысл: «Пойдем, погуляем в нашем парке?», «Лучше пойдем загорать на пляж».
    ▶ 7. Упражнение «День памяти». Вспоминаем прожитый день в деталях. Вы удивитесь, насколько машинально мы живем. Очень непросто детально вспомнить день с утра до вечера. Вопросы могут быть такими: что ты ел на завтрак, что пил, какого цвета носки одел, какого цвета была папина рубашка, какая прическа была у мамы, сколько детей отсутствовало в школе, какую сказку читали в саду, и т.д. Все эти вопросы стимулируют память и повышают осознанность жизни.
    ▶ 8. Игра «За минуту обо всем». Нужно 2 или 3 игрока. Один задает тему, например Ягоды, а второй должен за минуту рассказать о ягодах все, что знает. Ограничений – нет, можно говорить все, что придет в голову, главное не останавливаться ровно 1 минуту. Например, «Одними из самых вкусных даров природы являются ягоды. Они могут расти в лесу и на огороде. Бывают съедобные и несъедобные ягоды, например, волчьи ягоды. Очень важно их различать.», и т.д., и т.п. Время засекается на секундомере. В эту игру могут играть дети от 5 лет. Она отлично тренирует речевой аппарат, способность быстро находить решение, выступать на заданные темы.
    ▶ 9. Игры
    «Не можешь сказать, нарисуй». Используйте мнемотехнику во всем, что нужно заучить на память. Особенно это касается стихотворений и пересказов. Суть метода заключается в том, что каждое слово или строчку вы изображаете рисунком на бумаге. Например, Улетела ласточка за тридевять земель… Рисуете с ребенком самолет (улетела), птичку (ласточка), цифры 3 и 9 (тридевять), земной шар (земель). Наша память основана на образах и ассоциациях, ведь когда вы о чем-то думаете, у вас в голове тут же возникает картинка, образ мысли. Когда ребенок пытается что-то запомнить для пересказа в классе, также предложите ему зарисовать основные мысли по пунктам. Вы удивитесь, насколько быстро ваш ребенок запомнит тексты, перенесенные в образы. К тому же, знания, полученные через образное мышление, останутся в памяти надолго.
    ▶ 10. Игра «Сочинялки». Если вы точно знаете, какие продукты вам нужно купить в магазине, то поиграйте в следующую игру. Например, вам нужно купить МОЛОКО, СЫР, ХЛЕБ, ЯЙЦА, ФРУКТЫ И ТВОРОГ. Вы озвучиваете ребенку этот список и сочиняете с ним какую-нибудь забавную историю, к примеру, такую: «Однажды, кот Васька попросил МОЛОКА. Его не оказалось, и хозяйка предложила ему СЫР. Но кот был непростым, он отказался есть просто сыр, ему нужен был бутерброд с ХЛЕБОМ. Но хлеб был съеден утром папой, когда тот ел ЯИЧНИЦУ. К счастью кота, в холодильнике нашелся ТВОРОГ. Хозяйке же осталось позавтракать только ФРУКТАМИ». История неправдоподобная, но именно это заставит ребенка запомнить ее и купить в магазине все, что нужно. К тому же, на сочинение ее уйдет ровно 2 минуты.

    Как сказать «нет» ребёнку?

    Казалось бы, что сложного в том, чтобы сказать ребенку «нет» и добиться желаемого эффекта?
    Однако каждый родитель знает, что часто отказы и запреты становятся причиной слез, истерик и вспышек агрессии. Так как этого избежать?

    1. «Нет» должно произноситься редко
    «Нет» должно стать вашим козырем. Если ребенок будет слышать от вас «нет» с интервалом в 5 минут, то очень быстро перестанет на него реагировать. Если же употреблять слово «нет» редко и на фоне многих «да», оно будет восприниматься как стоп-сигнал, как что-то очень важное.
    2. Первое «нет» играет ключевую роль
    Запрещать ребенку какое-либо действие в первый раз нужно спокойным уверенным тоном, с серьезным выражением лица и с приведением понятных причин. Важно, чтобы ребенок сразу усвоил, почему, например, нельзя рисовать на стенах фломастером. Каждая следующая попытка донесения «нет» рискует оказаться провальной.
    3. Говоря безапелляционное «нет», приготовьтесь потрудиться
    Запрещая ребенку что-либо, вы его обижаете. По крайней мере, для него все выглядит именно так. Но это не значит, что вам нужно сразу пытаться его успокоить и смягчить свою позицию, — это значит, что вам нужно настроиться на дополнительную работу. Чтобы облегчить переживания ребенка, постарайтесь разделить их с ним. Обнимите его, посочувствуйте, скажите о том, что вы понимаете его, но так делать нельзя, и точка. Главное, не отменяйте запрет! Ребенок смирится с невозможностью сделать задуманное, но при этом не будет одинок в своих переживаниях и будет чувствовать вашу любовь и поддержку.
    4. Недостаточно отказать, нужны объяснения
    Если ребенок не понимает, почему чего-то нельзя, вероятность того, что он захочет повторить это действие снова, увеличивается. Самый эффективный способ сказать «нет» — назвать веские причины, которые ваш ребенок может понять. Однако учтите, что, когда малыш сердится или огорчен, он просто не в состоянии воспринимать долгие и сложные объяснения, почему нельзя. Длинные нотации он, скорее всего, пропустит мимо ушей, поэтому формулируйте предложения коротко и на доступном ему языке.
    5. «Да» может означать отказ
    Дети слышат «нет» так много раз, что со временем они перестают верно интерпретировать это слово. Поэтому стоит взять на заметку, что «да» тоже может означать «нет». Например, если ваш ребенок хочет новую игрушку во время покупок в супермаркете, вы можете ответить: «Да, если это то, что ты хочешь получить на Новый год». Таким образом ваш ребенок получит желаемое и научится идти на компромиссы.
    6. Никаких криков! «Нет» произносится нейтрально
    В зависимости от того, как вы произносите «нет», меняется его значение. Если ваш отказ выражается на повышенных тонах, то это сродни выяснению отношений, а не воспитание. То же самое касается «нет» с улыбкой на лице. Ребенок рассуждает так: «Родитель говорит зло, значит, он меня не любит; родитель говорит весело, значит, он просто играет».
    7. Отказывайте, предлагая при этом альтернативу
    Когда вы предлагаете ребенку альтернативу, у него не возникает ощущения очередного отказа. Например, «Я не разрешаю тебе играть с этими чашками, но ты можешь взять из шкафа набор цветных пластиковых стаканчиков и делать с ним что хочешь». Как правило, дети охотно и очень быстро соглашаются на альтернативу.
    8. Не давайте ложных надежд
    Родители часто говорят детям «не сейчас». Но если не сейчас, то когда? Если вы не будете сдерживать свои обещания, у малыша могут возникнуть проблемы с доверием. Дайте ребенку конкретную информацию, чтобы он мог понимать, сколько чего-то стоит ждать. Например: «Не сейчас, дорогой. Мы купим тебе это на день рождения».
    9. Отказ должен быть системным
    Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе малыш попросту не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня вдруг стало доступным. Он может решить, что все «нет» зависят от настроения родителей и на самом деле не таят совершенно никакой опасности. Не практикуйте разрешение запретного, если вам нужно выкроить время для своих дел.
    10. Ваше «нет» не может трансформироваться в «да» у других членов семьи
    Вводя ограничения для детей, обязательно оговаривайте и согласовывайте их с другими членами семьи, чтобы ваши позиции совпадали. В противном случае ребенок может начать манипулировать вами. Придерживайтесь установленных правил и сами. Если вы разрешаете ребенку есть только за кухонным столом, а сами перекусываете в гостиной на диване, ребенок скорее последует вашему примеру, чем вашему запрету.

     

    КАК УЗНАТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ И ДУМАЕТ РЕБЕНОК?

    Используйте неоконченные сказки!

    Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное — внутренний мир. Как на ребенка влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую — не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу.

    В таких случаях можно использовать сказку. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. К тому же сам факт общения на языке ребенка, языке сказки, уже терапевтичен. Кроме того, вас ждет удивительный мир совместного творчества, который преодолевает все преграды.

    Спойлер

    Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?

    Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, а потом записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.

    Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, краснеет или бледнеет, если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки остроты проблемы.

    Вот несколько примеров сказок на разные случаи жизни.

    СКАЗКА ПРО ЧАСЫ

    «Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.

    А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно… Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды…»

    Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

    СКАЗКА «ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА»

    «Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы…» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?»

    Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье, а также узнать, как он воспринимает семейные проблемы.

    СКАЗКА «САДОВНИК И КУСТИК»

    «В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», — говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день… Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?»

    В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.

    СКАЗКА «ВОРОН»

    «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу…» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?»

    С помощью этой сказки можно узнать, какова самооценка ребенка, уверен ли он в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, нерешающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.

    СКАЗКА «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ (ПРИНЦЕССА)»

    «В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»

    В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? Ребенок не был наказан и не получил прощения?

    СКАЗКА «ЖУРАВЛИ»

    «Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» — удивился птенчик? «В теплые края, — ответил папа, — ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», — возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», — сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место… Как ты думаешь, что там произошло?»

    Эта сказка поможет узнать, как ребенок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни.

    ______________________________________________________________________________________________

    Фразы, которые помогут ребёнку стать увереннее

    В ситуации, когда дети уже с ранних лет идут на развивающие занятия или подготовку к школе, родителям важно отслеживать, как формируется самооценка ребенка. Уже в 4-5 лет, когда малышу так важен положительный опыт оценивания, случайно брошенные фразы «как грязно сделано!», «сразу видно, что ты не старался» и другие могут отрицательно повлиять на чувство уверенности ребенка.

    Именно поэтому родители должны уделять внимание тому, чтобы дошкольник с малых лет приобрел здоровую самооценку и не впадал в эмоциональную зависимость от комментариев посторонних людей.

    Спойлер

    Чтобы вам было проще подбадривать малыша, мы составили вам в помощь список из фраз, которые вселят в ребенка уверенность в своих силах.

    Ты на это способен!

    Наши слова через много лет становятся внутренним голосом наших детей. Поэтому вместо того, чтобы говорить «Ну вот, я же сказала, что ты ошибешься», сосредоточьтесь на позитивном мышлении.

    Даже если ваш ребенок ошибается, не переставайте верить в него. И постепенно он поверит в себя.

    Ваш голос внутри будет подбадривать его в самые трудные моменты жизни, даже если вас не будет рядом.

    Это был смелый поступок!
    Иногда нам надо отметить решимость ребенка в каком-либо деле именно вслух. Когда мы замечаем, что ребенок проявил смелость в каком-то деле, он тоже начинает замечать это. И начинает ценить в себе это качество.

    Я верю в тебя
    Каждый родитель любит своего ребенка и верит в него. Не забывайте сообщать об этом малышу. Это вдохновит его на совершения.

    Что бы ни случилось, я люблю тебя
    Этими словами мы передаем нашей кровиночке сообщение о безусловной любви.

    Ребенку важно быть уверенным в непоколебимости наших чувств, вне зависимости от оценок его личности или поступков другими людьми.

    Давай сделаем это вместе
    Иногда каждому из нас нужна помощь или хотя бы знание о том, что эта помощь возможна.

    Как тебе удалось добиться этого?
    Когда мы видим, что ребенок проделал сложную работу, надо попросить его рассказать, какие этапы он преодолел на пути к результату. Так мы поможем ему закрепить алгоритм действий, а также еще раз прочувствовать удовлетворение от завершенного дела.

    Как я могу помочь?
    Если ребенок действительно застопорился в чем-то, не стесняйтесь настоять на вашей помощи.

    Когда мы показываем ребенку его успехи в прошлом, это становится для него мотивацией к его будущим свершениям.

    Я горжусь тобой
    Эти слова выстраивают между вами особую связь, которую трудно объяснить словами.

    Интересно, что будет, если…
    Попробуйте пробудить в ребенке исследовательский интерес. Это способ обсудить с ним его возможности (потенциал), о которых он не подозревал.

    Например, «интересно, что будет, если у тебя получится?
    Хочешь попробовать что-то невозможное?
    Бросьте этим вопросом вызов себе и ребенку, попробуйте вместе добиться того, что ранее вы считали недоступным (даже если это звучит немного сумасшедше). Вот увидите, вы найдете способ выкрутиться. И удивите и себя, и ребенка (в хорошем смысле!).
    Новое часто кажется нам пугающим, но одновременно оно захватывает вас
    Маленькие дети, как правило, цепляются за людей и окружающую обстановку, которая им знакома. Если мы расскажем им, насколько захватывающими и радостными могут быть первые впечатления от нового дела или знакомства, то поможем им решиться выйти из зоны комфорта.

    Я знаю, что ты стараешься изо всех сил, и я горжусь тем, какой ты усердный
    Когда мы видим, что дети отдают все силы на пути к своей цели, мы обязаны отметить их рвение.

    ________________________________________________________________________________

    Как ребёнку помочь быть внимательнее?

    Практические рекомендации.
    Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

    Спойлер

    Что же такое внимание?
    Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

    Внимание нужно и необходимо развивать детям!

    Существует много интересных игр на развитие внимания, которые родители могут использовать каждый день, не прилагая особых усилий :

    Наблюдательность и объем:
    1. Очень простой способ развития внимания — использование интересных заданий. Например, “Лабиринт”, прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур.

    2. Можно устраивать в семье конкурсы на самого внимательного. “Самый внимательный” — это тот, кто вспомнит, например, больше деталей просмотренного фильма.

    3. Предложите ребёнку рассмотреть предмет и, удалив его из поля зрения, перечислить как можно больше деталей.

    4. Ребёнок должен запомнить расположение предметов и при перестановке поставить в первоначальном порядке.

    Концентрация внимания:
    1. “Сравни две картинки. Найди различия”.

    2. Выполняйте с ребёнком задания по типу “Корректурной пробы”, в которых предлагается находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев.

    3. «Арифметический диктант». Родитель читает ребёнку арифметические задачи. Ребёнок должен решать их в уме. Полученные числа также надо держать в уме. А результаты вычислений записать только тогда, когда родитель скажет: «Пиши!».
    Например: «Даны два числа: 60 и 3. Сложи первое число и второе… и от полученного числа отними 20.…Затем отними ещё 4. … Пиши!».

    4. Детям очень нравятся задания на поиск ошибок в тексте. Придумайте сами предложения или возьмите их из учебника русского языка, сделайте несколько ошибок и предложите ребёнку их найти.

    5. «Повтори ритм». Родитель постукивает карандашом по столу определённый ритм, а ребёнок пытается правильно повторить этот ритм.

    Распределение внимания:
    1. Ребёнку предлагается чтение небольшого текста. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандаша по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

    2. Предложите ребёнку считать до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3.

    Переключение внимания:
    1.«Каждой руке – своё дело». Ребёнка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин. книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры.

    2. «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или формы, материала). По сигналу родителя ребёнок начинает перечислять предметы.

    Данные задания можно предлагать детям в форме игр, соревнований. Проводить их можно не только в обязательно отведённое для этого время, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т. д. Самое главное в таких занятиях – заинтересованность вас взрослых, ваше внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.

    ________________________________________________________________________________

    В период самоизоляции мы проводим с семьей 24/7
    Долгая изоляция влияет на семейные отношения. Статистика говорит, что после введения карантина в китайской провинции Хубэй число разводов выросло на 20%. Когда мы вынуждены быть лицом к лицу с близкими, происходит психологическое и человеческое узнавание. Люди задают себе вопросы: правильно ли мы выбрали друг друга? Совместимы ли мы? Это полоса социально-психологических рисков.

    Спойлер

    В изоляции у нас также появляется уникальная возможность посмотреть: кто он — значимый другой? Кто он рядом с нами? Наши дети, внуки, бабушки и дедушки, мамы и папы. Что нас в этой сложной ситуации может заинтересовать и объединить? Есть ли любимые общие книги и фильмы? Готовы ли мы вместе решать проблемы? Это время общения друг с другом.
    Семейная Арт — терапия, как один из методов, который поможет вашей семье с пользой и интересом провести время дома!

    Семейная психотерапия – это необычное направление терапии, которое нацелено на предотвращение проблем и «работу над ошибками» во взаимоотношениях между членами семьи.
    ✅Глубже понимать такое понятие, как семейная система, постигая ее суть.
    Происходит осознание, что ты – часть семьи. Налаживание отношений с «проблемными» родственниками и восстановление взаимопонимания. ……………………………………………..
    ✅Наступает семейная гармония, все члены семьи понимают друг друга.
    …………………………………………
    ✅Отпадает страх перед тщательным разбором проблем, отбросив поверхностный подход на пути к гармонии. Проблемы окажутся решаемы, наступит удивление: «Почему мы не сделали этого раньше?»
    …………………………………………..
    ✅Выяснение отношений с родителями – мамой и папой. Насколько вы близки, на чем основывается вообще общение?Понять, как это влияет на отношения существующие и отношения будущие.
    ………………………………………….
    ✅Восстановление приятных взаимоотношений с братьями и сестрами.
    ……………………………………………….
    ✅Происходит познание интимной стороны ваших отношений. Вместе, что важно, вы ищете ответы на вопросы: где былая страсть? куда пропал огонь и трепет былых чувств?
    В семье не может быть «третьих лишних». Каждый нужен, необходим. Именно это и помогает понять семейная терапия.
    Если существует факт измены, то нужно провести анализ всех ее аспектов. Эта тема крайне болезненна, но, оставив все как есть, вы не сдвинетесь с мертвой точки.
    Узнать каждую стадию отношений, понять, на какой стадии вы сейчас, переосмысливая, что вместе прошли и что вас ожидает. …………………………………………….
    ✅Научиться говорить со своими детьми «на равных», и детям научиться этому крайне полезно.
    ………………………………………….
    ✅Не оставаться вечным несменяемым «козлом отпущения» для всех грехов и не наделять таким «даром» никого. ………………………………………………
    ✅Заново стать друг другу опорой во всем.
    …………………………………………….
    ✅Приобрести знания, которые помогут сделать будущее своей семьи благополучным.
    …………………………………………….
    ✅Осознать всем сердцем и душой: семья – это опора, люди, которые всегда будут рядом, несмотря ни на что.

    ТЕХНИКИ ДЛЯ СЕМЕЙНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

    1. «Эмоциональные портреты»
    Мать и отец или муж и жена рисуют «эмоциональные портреты» друг друга. Затем передают рисунки друг другу и исправляют изображения, делая их такими, какими хотели бы себя видеть.
    Вариант: Создайте реалистический автопортрет и передайте партнеру, чтобы он сделал его таким, каким хотел бы Вас видеть.

    Спойлер

    2. «Семейный рисунок»
    Вся семья рисует на большом листе бумаги, а затем обсуждает динамику процесса рисования, отражающую семейные роли и отношения.
    Варианты: перед началом рисования определяют тему рисунка, создание общего произведения, используя любой материал.

    3. «Общие ресурсы»
    Семья должна создать скульптуру, используя различные материалы, такие, как картон, клей, пастель, краска, разноцветная бумага и т. д. Однако число листов бумаги или картона должно быть меньше числа участвующих для того, чтобы они могли определить, как использовать общий материал.

    4.»Наследство»
    Сложите лист дважды и изобразите на каждой из его четырех частей: что Вы унаследовали из личных качеств родителей, что Вам хотелось бы от них унаследовать, что Вам не хотелось бы от них унаследовать, какие из этих качеств Вам хотелось бы передать детям.
    Варианты: нарисуйте Ваше прошлое и настоящее в семье, и каким Вам хотелось бы их видеть, изобразите сильные и слабые качества, унаследованные Вами от родителей.

    5. «Детские воспоминания»
    Изобразите на рисунке или в скульптуре какой-либо эпизод из Вашего детства.
    Варианты: проиллюстрируйте «путешествие» в мир детства, изобразите себя, свои интересы, род занятий и фигуру в настоящий момент, а затем — то же самое в определенный момент Вашего детства, изобразите в виде «кукольного дома» Вашу семейную ситуацию, когда Вы были ребенком, стали родителем, дедушкой (бабушкой).

    6. «Отношения родителей»
    Разбейтесь на две группы : «детей» и «родителей». Изобразите игру родителей и детей, затем «дети» начинают рисовать под руководством «родителей», а «родители» создают рисунки для «детей». Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей…
    Варианты: изобразите своих мать и отца, критикующих Вас, распределите роли членов семьи между участниками группы и изобразите сцену семейной жизни.

    7. «Семейные темы»
    Нарисуйте себя вместе с каким-нибудь членом Вашей семьи, изобразите различные семейные события: свадьбу, рождение ребенка, похороны, праздники и т. д.

    8. «Наиболее важные вещи»
    Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно.

    9. «Общий опыт»
    Каждый член семьи рисует то, что он делал в прошедшие выходные. Затем рисунки обсуждаются совместно. Вариант: изображение других цен из семейной жизни.

    10. «Наиболее важные вещи»
    Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно.

    11. «Общий опыт»
    Каждый член семьи рисует то, что он делал в прошедшие выходные. Затем рисунки обсуждаются совместно. Вариант: изображение других цен из семейной жизни.
    12.«Гнев»
    Каждый член семьи изображает семейную ситуацию, связанную с выражением гнева, затем передает свой рисунок другому.

    13. «Дети и родители»
    Дети изображают себя в более раннем возрасте, родители рисуют себя в возрасте своих детей. (техника позволяет исследовать общие у родителей и детей роли, проблемы, проекции, идентификации и т. д.).
    14.«Неполная семья»
    Каждый член семьи изображает на рисунке или коллаже положительные и отрицательные моменты, связанные с неполной семьей.

    ________________________________________________________________________________

    Новое время диктует новые условия жизни. Находясь долгое время в ограниченном пространстве, ребенок, да и любой взрослый человек может начать испытывать дискомфорт. Как справиться с такой ситуацией и минимизировать ей влияние, вам расскажут психологи Астраханского областного центра развития творчества.

    Спойлер

    1. В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.

    2. Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослых. Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс.

    3. Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей!

    4. Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении. Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.

    5. Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.

    6. Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.

    7. Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить в него.
    Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.

    8. Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему.

    _______________________________________________________________________________

    КАК ПРОТЕСТИРОВАТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА

    Для того, чтобы выяснить, как себя воспринимает ребёнок, каким он себя представляет и повысить его самооценку, можно выполнить интересное упражнение.
    Возраст ребёнка: от 5 лет и старше (школьный возраст), желательно, чтобы ребёнок умел писать. ⠀

    Спойлер

    Для выполнения вам потребуется лист бумаги, карандаши, клей, может быть цветная бумага. ⠀
    Попросите ребёнка нарисовать солнышко или ромашку. Никаких требований к рисунку и его расположении на листе не предъявляется.

    Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

    — Солнышко (ромашка) — какое оно? — Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное, красивое…

    — А теперь представь, что солнышко (ромашка) — это ты. У солнышка (ромашки) твоё имя.

    Пусть ребёнок подпишет своё имя на солнышке (ромашке). У солнышка обязательно должны быть лучи. У ромашки лепестки. Можно нарисовать, а можно вырезать из бумаги и наклеивать. Для начала 7-9 лучиков/лепестков.

    — Ты перечислил, какое солнышко (ромашка) замечательное. Давай подпишем каждый лучик солнышка (лепесток), называя какое-то твоё хорошее качество. Какой ты?

    Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

    Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика/ лепестка. Нужно, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него отсутствует. Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки… ». Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со скандалом. В упражнении важно оставаться в позитивном ключе.

    Солнышко/ромашку можно повесить на стену, чтобы ребёнок видел его.

    А ещё можно попросить всех, кто знает ребёнка подписать лучики/лепестки. Можно добавлять лучики/лепестки каждый раз, когда вы заметите в ребёнке что-то, за что его нужно похвалить. Лучики/лепестки может добавлять и сам ребёнок.

    Яндекс.Метрика